Американский крутозадый: Майкл Мэдсен (1957-2025).

  Время чтения 12 минут

Всегда опасно открыто сравнивать современную кинозвезду с экранным иконой прошлого. Тем не менее, называть покойного Майкла Мэдсена, который скончался 3 июля от сердечного приступа в возрасте 67 лет, современным эквивалентом таких, как Роберт Митчум, — это сравнение, которое, как я подозреваю, ни тот, ни другой не могли бы слишком обидеть. (Их карьеры пересеклись однажды, когда оба выступили в мега-минисериале 1988 года «Война и воспоминания», хотя они ни разу не разделили одну сцену.) Оба актера были знамениты своими образами tough guy, но также были более чем способны убедительно демонстрировать мягкие и уязвимые стороны, когда это было необходимо. Оба подходили к своей карьере с работящим подходом, что позволяло им появляться в множестве проектов на протяжении многих лет, некоторые из которых стали классикой, а многие — не очень. Возможно, самое главное, что у них обоих было ощутимое присутствие, которое привлекало внимание зрителей и позволяло им понять, что сейчас может происходить что-то действительно интересное, независимо от того, насколько ужасным мог быть остальной фильм.

Всего несколько недель назад мне довелось проводить показ хита 1983 года «Игры войны», который также стал первой значимой ролью Мэдсена после того, как он вырос в Чикаго и работал с известной Театральной компанией «Степпоул». Он появляется в самом начале как один из двух контролеров запуска ракет, чье неправильное поведение во время симуляции неожиданной атаки стало частью импульса перевести их всех под компьютерный контроль. В большинстве случаев увидеть почти известное лицо в ранней и неразрекламированной роли часто вызывает веселье, но в его нескольких моментах на экране здесь он берет персонажа, который предполагается, что был немного обрисован в сценарии, и делает из него что-то значимое. Он — первое указание на то, что это будет больше, чем пустоголовый молодежный фильм с высоким концептом.

В течение следующих нескольких лет он появится в ряде второстепенных ролей как на больших, так и на малых экранах, включая эпизоды «Майами Вайс», «Криминальная история» и «Служба в армии», а также фильмы «Естественный» (1984), «Гонки с луной» (1984), «Игуа́на» (1988), «Убей меня снова» (1989) и «Двери» (1991), часто в ролях, которые демонстрировали его tough guy легитимность, и хотя эти роли, возможно, не очень помогли ему в плане узнаваемости (его свирепое исполнение в нео-нуаре «Убей меня снова» могло бы помочь, если бы фильм получил адекватный прокат), он начал привлекать определенное внимание, и его следующие два фильма станут его большим прорывом. В «Тельма и Луиза» (1991) он появляется в нескольких сценах в роли бойфренда музыканта Сьюзан Сарандон, который неожиданно появляется после того, как она и Гина Дэвис сбегают. Хотя большинство мужских персонажей в этом фильме в той или иной степени ужасны, его персонаж представлен немного иначе — хотя в нем определенно много недостатков, вы ощущаете человека, который, по крайней мере, пытается быть лучшим человеком, и понимаете, почему персонажу Сарандон было бы с ним интересно. Мэдсен может быстро, эффективно и ловко это подразумевать, играя против своего образа «плохого парня», и на самом деле встреча в мотеле между ним и Сарандон по-прежнему остается одной из самых увлекательных последовательностей фильма.

Когда этот фильм стал неожиданным хитом, Мэдсена наконец заметили зрители кино, но именно в следующем году он сможет занять свое место в анналах киноистории со своим появлением в дебютном полнометражном фильме Квентина Тарантино «Бешеные псы». Когда мы впервые видим его персонажа, Мистера Блонда, во время сцене в закусочной в начале фильма, он кажется достаточно дружелюбным, но по мере развития истории о ограблении, которое пошло наперекосяк в шквале пуль и предательства, мы слышим (но к счастью не видим), как он, по всей видимости, взбесился и застрелил несколько случайных прохожих во время ограбления. Однако, когда он, наконец, появляется в месте встречи, он кажется таким спокойным и собранным, что трудно вспомнить о том, каким огнестрельным сумасшедшим его описывали, даже несмотря на то, что он явился с полицейским, которого он похитил, чтобы получить информацию о том, кто их предал. К тому времени, как другие персонажи покидают место, чтобы спрятаться в разные машины и оставляют его в ответе за полицейского, мы были достаточно отвлечены его аурой «крутого парня», чтобы расслабиться, и в этот момент, с легким движением прямой бритвы и неожиданным музыкальным вставком Stealers Wheel, он срывает свой путь к бессмертию в сцене пытки, которую все еще шокирующе смотреть более чем через три десятилетия. Что делает сцену такой жуткой, даже больше, чем сама жестокость, так это без усилий, с которыми Мэдсен переключает свой персонаж от того крутого парня, которым могли бы «являться» такие люди, как Митчум или Стив Маккуин, в нечто совершенно более ужасающее.

Хотя «Бешеные псы» не стал большим кассовым хитом, по крайней мере в своем первичном прокате, это, безусловно, был один из самых обсуждаемых фильмов 1992 года, и поскольку он стал центром самого обсуждаемого и спорного момента фильма, карьера Мэдсена начала стремительно развиваться. Он сыграл экс-бойфренда Долли Партон в прохладной романтической комедии «Прямой разговор» (1992), приемного отца мальчика, пытающегося спасти терпящего бедствие касатки в «Свободный Уили» (1993) и «Свободный Уили 2: Приключение домой» (1995) и Вирджила Эрпа в «Уайатте Эрпе» (1994), роль, которую он якобы принял вместо Винсента Веги в «Криминальном чтиве» Тарантино (1994). Он появился в группе, собранной, чтобы попытаться поймать сексуальную гибридную инопланетянку до того, как она сможет спариться, в странном гибриде сексуальной эксплуатации/ужасов «Вид» (1995), и когда это оказалось хитом, он позже появился в неизбежном, пусть и малозначительном, «Виде II» (1998). Он также появлялся в ряде меньших фильмов, в основном выходивших напрямую на видео, где его присутствие помогало привлечь зрителей.

Большинство из этих фильмов не были особенно хорошими, но вы не можете реально упрекать Мэдсена в их выборе — после многих лет борьбы за то, чтобы стать актером, разумно, что он брал на себя множество предложенных ему ролей, даже если многие из них были исключительно ради денег. Тем не менее, даже в самых низкопробных из них его присутствие все равно было достаточно привлекательным, чтобы удерживать интерес даже во время наиболее ненадежных проектов (и немногие вещи на Земле более ненадежны, чем «Вид II»), и когда ему случайно попадался проект, с которым он действительно мог бы связаться, результаты могли быть необыкновенными. В 1994 году он появился в фильме «Побег», экранизации нуар-классики Джима Томпсона, которая ранее была экранизирована в 1972 году Сэмом Пекинпа с Стивом МакКуином и Али МакГроу и теперь с Алеком Болдуином и Ким Бейсингер под руководством Роджера Дональдсона. Единственным положительным аспектом этого является выступление Мэдсена в роли Руди, когда его однажды соратник центральной пары отправляется в кровавую погоню за ними после того, как его попытка предать их во время ограбления идет не так. Хотя эта роль, по сути, является переработкой его персонажа из «Псов», он доказал, что он гораздо более увлекательное присутствие, чем Аль Леттиери в оригинале, и завершил тем, что затмил номинальных звезд — странные отношения, которые он устанавливает с Дженнифер Тилли, играющей женщину, которая испытывает притяжение к нему после того, как он берет ее и ее мужа в заложники, являются настолько мрачными и увлекательными, несмотря на их беспокойную природу, что вы пожелаете, чтобы фильм полностью сосредоточился на них.

Хотя многие рецензии на криминальную драму Майка Ньюэлла «Донни Браско» (1997) будут сосредоточены на выступлениях Джонни Деппа, играющего агента ФБР, который внедряется в опасную преступную семью Бонанно в 1970-х, и Аль Пачино в роли стареющего гангстера, незнакомого с тем, что берет нового человека под свое крыло, Мэдсен показал себя сильным и эффективным в ключевой поддерживающей роли как соперник в команде, который конкурирует с персонажем Пачино за преданность новичка, не подозревая, кто он на самом деле. Он проявился как оперативник АНБ в эпопее о Джеймсе Бонде «Умри, но не сейчас» (2002) и также появился в странностях, начиная от странного французского вестерна «Голубая ягода» (2004) до «Страшного кино 4» (2006), в котором он изобразил рифму на «Войну миров» (2005) до «Кровавой мести» Уве Болла (2005), которая может оказаться самой глупой вещью, в которой он когда-либо снимался — по крайней мере, которая действительно демонстрировалась в кинотеатрах — но даже в этом он все равно был там и трудился, хотя он, наверное, как-то смущался материалом, с которым работал.

Хотя он постоянно работал на протяжении многих лет, многие из этих проектов на самом деле не показывались на экранах, вместо этого их премьеры проходили на кабельном телевидении или выходили напрямую на видео. За последние полгода своей карьеры наиболее заметные роли, которые он сыграл, были в проектах, которые снова его свели с Тарантино. В фильмах «Убить Билла» он сыграл Будда, одного из бывших соратников супер-убийцы, известной как Невеста (Ума Турман), которую она пометила на смерть после того, как они предали ее по приказу своего лидера (Дэвид Каррадин). В «Омерзительных восьми» (2015) он имел, возможно, последнюю действительно значимую роль как один из персонажей, которые укрываются в удаленном магазине мужской одежды во время метели в фильме, который начинает как вестерн, а в конечном итоге становится своего рода «закрытым действом». У него также была небольшая роль в «Однажды в… Голливуде» (2009) как один из звезд телевизионного вестерна «Закон награды», который, возможно, не оказался слишком длинным по времени на экране, но тем не менее был развлекательным.

Возможно, самым интригующим из немаркетинговых фильмов, которые он снял в это время, был «Пограничные врата», головокружительный триллер 2007 года из Франции, написанный и снятый Оливье Ассайясом. В нем он играет криминального барона, планы которого окончательно уйти из преступного мира рушатся, когда он сталкивается с женщиной (Азия Ардженто), с которой у него есть особенно запутанное и эмоционально нагруженное личное и профессиональное прошлое. Хотя сочетание их персонажей — его раскованный, натянутый и готовый к прыжку, а ее — пограничный дикарь — кажется несовместимым, оно оказывается странно увлекательным и во время главной сцены фильма, в которой каждый пытается надавить на кнопки другого, используя все, от прошлых предательств до намеков на сексуальные извращения, они предоставляют зрителям эмоциональный акт на нитке, который действительно удивительно наблюдать.

Как было отмечено, Майкл Мэдсен много работал — согласно IMDb, он появился в не менее чем 328 различных проектах на протяжении многих лет, еще 18 запланированы. Он был человеком, который явно любил то, что делал, и наслаждался возможностью это делать, независимо от обстоятельств. Да, нет ни одного дань уважения или свидетельства о нем, которое не начиналось бы с упоминания его работы в «Бешеных псах», и это понятно, но, как я надеюсь, эта статья подразумевает, он выдавал отличные и часто запоминающиеся работы в ряде других проектов также.

Не пропустите эту замечательную статью от Роджера Эберта в 2012 году: “Вирджиния, Майкл и Элейн Мэдсен: Из Чикаго к их мечтам

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ